Маркировка табака

Маркировка табака

В январе 2018 года в России запущен эксперимент по маркировке табачной продукции. Оператор - Центр развития перспективных технологий (Оператор-ЦРПТ), координацию осуществляет Минпромторг России. Табачная продукция маркируется в потребительской и групповой упаковках, также может маркироваться транспортная упаковка. На пачку и блок наносится двумерный код в формате Data Matrix, защищенный отечественными криптографическими технологиями.

В эксперименте участвуют все крупные производители табачной продукции – Japan Tobacco International, Philip Morris International, British American Tobacco, Imperial Tobacco и другие, торговые сети и дистрибьюторы, а также разработчики ПО. Всего в системе зарегистрировано 75 участников. ЦРПТ проводит совместные работы с разработчиками учетного ПО, производителями кассовой техники, операторами фискальных данных и электронного документооборота для повышения эффективности внедрения системы.

На первом этапе эксперимента доработано кассовое программное обеспечение компаниями «Дримкас», «Атол», СКБ Контур, «Штрих-М». Разработчиками систем электронного документооборота (компании «Такском», «Корус Консалтинг СНГ», «Контур») доработаны программные средства, применяемые для обмена первичными документами в электронном виде.

Уже в феврале производители начали наносить цифровой код на пачки: 12 февраля 2018 года партия сигарет с маркировкой вышла с конвейера фабрики «Филип Моррис Ижора», 15 февраля - с фабрики «Петро» JTI Россия, а в конце марта - на фабрике «БАТ Россия». В апреле Центр развития перспективных технологий осуществил полную цепочку прослеживаемости и вывел пачку из оборота в магазинах. 2 апреля 2018 г. в торговой точке сети «Перекресток» зарегистрировано выбытие из оборота табачной продукции в информационной системе при помощи контрольно-кассовой техники из первой партии маркированной продукции, произведенной на заводе ООО «Петро». Выбытие из оборота табачной продукции также зарегистрировано в сети магазинов ООО «МЕТРО Кэш энд Керри», произведенных на фабрике АО «Филипп Морис Ижора».

На втором этапе эксперимента будут существенно увеличены объемы маркированных сигарет, к пилоту присоединятся импортеры и представители мелкой розницы.